2024 / 25
Технология развития процессов восприятия "Слушание"
Пронизывает все виды музыкально-практической деятельности воспитанников. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Можно использовать элементы программы «Музыкальные шедевры»
О. П. Радыновой. В настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Предполагаемая подборка репертуара этой программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединяя их сюжетом, сказкой, игрой. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного - двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
1 тема: музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
2 тема: песня, танец, марш;
3 тема: музыка рассказывает о животных и птицах;
4 тема: природа и музыка;
5 тема: сказка в музыке;
6 тема: музыкальные инструменты и игрушки.
По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». Рекомендована Министерством образования РФ.
2024 / 25
Технология развития певческой культуры "Пение"
Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.
Программы по пению для дошкольных учереждениях нет, поэтому в этом виде музыкальной деятельности используются в основном авторские программы и методики:
1. Методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А.Евдотьевой предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок.
2. Сборники «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной - методика обучения пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
3. «Учим детей петь» С.И. Мерзляковой. Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В этой книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 5-6 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.
К критериям оценки можно отнести:
1. Выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной),
2. Осознание содержания и языка исполняемых произведений,
3. Развитие основных певческих функций - чистота интонирования, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования,
4. Работа артикуляционного аппарата,
2024 / 25
Технология детского музицирования
Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности дошкольников:
1. Инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений,
2. Освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах (игра на последних требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм)
Программа «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.
Некоторые музыкальные руководители используют технологию программы
-Меркуловой Л.Р. «Оркестр в детском саду»
- «Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубниковой.
-Интересна и хрестоматия «Детский оркестр» С. Бублей, с материалом разной степени трудности.
2024 / 25
Технология развития детского творчества
В основе инновационной технологии лежит комплексная деятельность, объединяющая разделы музыкального воспитания:
1. Технология «Музыкально-ритмические движения»
2. Технология «Театральная деятельность»
3. Технология «Импровизация»
1. Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.
Многие музыкальные руководители используют элементы программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.
Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.
«Танцевальная ритмика для детей» Суворовой Т.И. - учебное пособие включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.
2. В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.
В этом виде музыкальной деятельности можно использовать технологию программы С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра» и
методическое пособие «Театр всевозможного» А.И. Бурениной.
3. Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации дошкольников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.
Всеобщим вниманием признана методика Горшковой Е.В. «От жеста к танцу», в которой раскрываются теоретические основы, принципы создания методики развития у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.
Комплект пособий «От жеста к танцу» состоит из трех книг:
1. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце
2.Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям
3.Словарь пантомимических и танцевальных движений (доступных дошкольникам)
В настоящее время уделяется недостаточное внимание развитию импровизации, как одному из видов творческой деятельности детей. Но, этот вид музыкальной деятельности дает основу для постановки и профессиональному исполнению классического и современного танца.
2024 / 25
Технология "Здоровьесбережение"
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
На музыкальных занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
-музыкотерапия
-вокалотерапия
-ритмотерапия
-терапия творчеством
-улыбкотерапия
При использовании здоровьеберегающих технологий мы обращаемся к программе:
1.Е.Железновой «Музыка с мамой». Это: «Пальчиковые игры», «Игры для здоровья», «Аэробика для малышей», «Игровая гимнастика».
2.Используем технологию программы М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
2024 / 25
Технология "Метод проектов"
Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа музыкального руководителя и детей.
I этап разработки проекта – целеполагание
- музыкальный руководитель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую музыкальный руководитель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели .
- сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.
III этап работы над проектом – его практическая часть.
- дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят
IV этапом работы над проектом является презентация проекта
- презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Проекты, вне зависимости от вида бывают:
- творческие
- исследовательские
- информационные
- открытые
- игровые
- практико-ориентированные и др.
Темы проектов разнообразны и индивидуальны:
«Музыкальные инструменты», «Классическая музыка в детском саду», «Мои любимые песни». «Дети и музыка», «Театр и я», « Все мы любим танцевать»…
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
2024 / 25
Технология ИКТ "Информационно-компьютерная технология"
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Виды технических средств обучения используемых на музыкальных занятиях:
-компьютерные презентации
-электронные иллюстрации
-учебные видеодиски, видеозаписи, видеоролики
-синтезатор
-мультимедийный экран
-проектор
-музыкальный центр, компьютер, микрофоны
-интерактивная доска